Хусаинова Э.Г.
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ КАЗАХСТАНА

        Демократические преобразования в обществе не обошли стороной и библиотечный мир. Свидетельством тому служат возникающие в библиотеках социологические службы, призванные изучать конкретно складывающуюся ситуацию, помогающие осуществлять постоянную обратную связь с читателем.
        В 1993 г. такая служба была организована и в Национальной библиотеке Республики Татарстан (НБ РТ). С начала своего существования социологическая деятельность в НБ РТ ведется по двум основным темам: изучение потребностей пользователей библиотеки, вопросы организации комфортной библиотечной cреды, а также изучение кадровых ресурсов НБ РТ.
        Проблемы комфортной библиотечной cреды поднимались в ходе реализации двух этапов социологического исследования “Орга-низация обслуживания читателей в НБ РТ”. Первый этап исследования проводился в 1993 г. и ставил своей целью выявление мнений читателей о работе библиотеки с перспективой оптимизации дальнейшей деятельности НБ РТ с учетом их пожеланий. Второй этап проведился в 1994 г. с целью сравнительного анализа результатов с данными, полученными на первом. В общей сложности было опрошено 1463 пользователя библиотеки. Исследование затрагивало практически все аспекты комфортности библиотечной среды, а именно: проблемы взаимоотношений читателей с библиотечным персоналом, комфортные информационные ресурсы и материально-технические условия. По результатам каждого этапа проводились общие собрания коллектива, где обсуждались итоги исследования и принимались решения по дальнейшему совершенствованию деятельности библиотеки.
        Продолжением работы в этом направлении явилось анкетирование читателей по теме “Комфортная библиотечная среда”, проведенное в 1996 г. В ходе анкетирования было опрошено 458 читателей. Преимущество отдавалось рассмотрению аспектов комфортности библиотечной среды. Это обслуживающий персонал библиотеки и материально-технические условия. Однако совсем избежать вопросов, связанных с комфортностью информационных ресурсов (т.е. вопросов о фонде библиотеки и его СБА), не удалось: многие читатели связывают комфортность библиотечной среды с комфортностью информационных ресурсов даже без наводящих вопросов, что подтверждает важность этого момента.
       Обобщая итоги изучения комфортности в НБ ТР, можно сказать, что в целом у пользователей сформировано положительное отношение к библиотеке. Большинство читателей охотно посещают библиотеку, считают удобным режим работы, удовлетворены уровнем обслуживания, достаточно высоко оценивают профессионализм сотрудников. Благоприятно воздействует на посетителей ее интерьер и эстетическое оформление , что не удивительно: библиотека расположена в двух красивейших зданиях города, являющихся памятниками истории и архитектуры. Наблюдается тенденция к росту положительной оценки работы библиотеки.
       По этой теме в 1997 г. запланирован третий этап исследования “Организация обслуживания читателей в НБ РТ”, после чего можно будет проследить дальнейшую динамику изучаемых вопросов.
       Другое направление социологической работы в НБ РТ - это изучение кадровых ресурсов библиотеки. С 1995 г. ведется социологическое исследование “Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы”. Принимаются во внимание исследования, как, например, исследование РНБ “Чтение библиотекарей” (1992-1994 гг).
       На сегодняшний день в НБ РТ проведено два этапа исследования “Библиотечная профессия и библиотекарь”. Первый касался про-фессиональной адаптации сотрудников и проводился с целью изучения процесса адаптации специалистов в условиях библиотеки. На втором этапе исследования было решено обратиться к вопросам повышения квалификации библиотекарей с целью изучения отношения сотрудников к вопросам повышения квалификации и создания оптимального варианта системы повышения квалификации. На первом этапе исследования в опросе приняли участие 83 сотрудника библиотеки, на втором - 102.
        Ныне уже можно говорить о том, что социологическая служба НБ РТ оправдывает свое существование: исследования содействуют определению путей совершенствования деятельности библиотеки. В будущем, вероятно, сохранится приоритет названных выше тем, и социологические исследования войдут составной частью в годовой и перспективный планы НИР.
 
Hosted by uCoz